Глава 16. Сообщения Windows


    Приложения Windows управляются событиями. То есть вместо непосредственной обработки оператор за оператором управление программой определяется внешними событиями, такие как взаимодействия с пользователем и системное оповещение. Приложения узнают о событиях, на которые они должны реагировать, получая от Windows сообщения.

    Данная глава охватывает ряд тем, связанных с передачей, получением и обработкой сообщений, включая следующие вопросы:

Что такое сообщение?


    Если вы не используете программирование, управляемое событиями, Windows может выглядеть достаточно странной операционной средой. Возможно, вам придется писать программы, которые основную часть своего времени просто ждут ввода от пользователя (например, в операторе Readln).

    Программирование, управляемое событиями, обходит эту ситуацию, возлагая обработку ввода от пользователя на центральную подпрограмму, которую вам даже не нужно вызывать. В этом случае Microsoft Windows сама взаимодействует с пользователем и опрашивает список взаимодействий для каждого работающего приложения. Эти информационные пакеты называются сообщениями и представляют собой просто структуры записей типа TMsg:

     type
       TMsg = record
         hwnd: HWnd;
         message: Word;
         wParam: Word;
         lParam: Longint;

         time: Longint;
         pt: TPoint;
     end;

    Поля записи сообщения дают приложению информацию о том, какой вид событий сгенерировал сообщение, где оно произошло и какое окно должно на него реагировать.

    Относительно сообщений следует иметь в виду, что ваше сообщение в общем случае получает их после того, что произошло. Например, если вы изменяете размер окна на экране, то объект окна получает сообщение wm_Size, когда вы закончите изменение размера. Некоторые сообщения запрашивают выполнение каких-то действий. Однако в большинстве случаев это уведомления о том, что пользователь или система выполнили некоторые действия, на которые следует реагировать вашей программе.

Именующие сообщения


    Наиболее важным полем сообщений является поле message, которое содержит одну из констант сообщений Windows, начинающихся с wm_. Каждое сообщение Windows уникальным образом идентифицируется 16-битовым числом с соответствующим мнемоническим идентификатором. Например, сообщение, являющееся результатом нажатия клавиши, содержит в поле сообщения wm_KeyDown ($0100). На сообщения обычно ссылаются по их мнемоническим именам.

Откуда поступают сообщения


    Генерировать сообщения позволяют несколько различных событий:

    Вашему приложению в общем случае не важно, как генерируются сообщения. Основным в программировании, управляемом событиями, является генерация сообщений и реакция на них. Поскольку Windows и ObjectWindows берут на себя функции по доставке сообщений из одного места в другое, вы можете сосредоточиться на генерации сообщений с соответствующими параметрами и реакции на сообщения, а не на механизме их доставки из одного места в другое.

Обычная диспетчеризация сообщений


    Обычные приложения Windows (то есть не использующие ObjectWindows) имеют цикл сообщения, в котором выполняется выборка и диспетчеризация сообщения. По существу, в цикле сообщения вызывается связанная с окном функция, заданная описателем окна в поле hwnd записи сообщения.

    Каждое окно имеет функцию окна, заданную при его создании. Когда Windows находит сообщение для конкретного окна, она передает сообщение функции данного окна. Функция окна отсортировывает сообщения на основе типа сообщения, а затем вызывает подпрограмму реакции на конкретное сообщение.

    Обычный способ обработки сообщений в приложении и его окнах показывает программа GENERIC.PAS. Вы можете видеть, что оконная функция каждого окна для сортировки сообщение содержит большой оператор case. Все это может выглядеть не так плохо, пока вы не осознаете тот факт, что в окне может потребоваться обрабатывать более 100 различных сообщений Windows. После этого идея написания и обслуживания такого оператора case будет выглядеть менее впечатляющей.

    Даже если у вас имеется несколько аналогичных окон, каждое из них будет, очевидно, иметь свою оконную функцию с аналогичным большим оператором case.

Способ, предлагаемый ObjectWindows


    ObjectWindows вносит в это обычный способ диспетчеризации сообщений два основных улучшения. Первое состоит в том, что цикл сообщений скрыт в ядре вашего объекта приложения. Все, что вам нужно сделать - это привести свое приложение в действие, вызвав метод Run объекта приложения. После этого оно будет получать сообщения Windows.

    Второе основное улучшение - это автоматическая диспетчеризация сообщений. Вместо необходимости иметь для каждого окна оконную функцию, вы просто определяете в оконных объектах методы, которые реагируют на конкретные сообщения. Эти методы называются методами реакции на сообщения.

Динамические виртуальные методы


    Ключем к автоматической диспетчеризации сообщений является расширение описаний в объектах виртуальных методов, называемых динамическими виртуальными методами. По существу вы связываете с методом целочисленный номер (такой как константа сообщения). Ваша программа ObjectWindows (в данном случае цикл сообщения объекта приложения) может затем вызвать этот метод на основе номера сообщения.

    Например, сообщение, генерируемое при нажатии в окне левой кнопки "мыши", содержит в своем поле message wm_LButtonDown ($0201). Когда цикл сообщения ObjectWindows считывает для одного из своих окон такое сообщение, то выполняется поиск в таблице виртуальных методов данного оконного объекта и определяется динамический метод, описанный для данного значения. Если такой метод найден, то он вызывается, и ему в качестве параметра передается распакованная запись сообщения типа TMessage. Если оконный объект не описывает метод с данным индексом динамического метода, то цикл сообщения вызывает используемую по умолчанию оконную процедуру.

Написание методов реакции на сообщение


    Чтобы описать методы реакции на сообщение, нужно задать в оконном объекте процедуру, названную по имени константы сообщения. Например, чтобы ответить на сообщение wm_LButtonDown, вам нужно описать методы следующим образом:

     type
       TMyWindow = object(TWindow)
          .
          .
          .
        procedure WMLButtonDown(var Msg: TMessage);
           virtual wm_First + wm_LButtonDown;
             .
             .
             .
     end;

    На самом деле метод может называться как угодно, но наименование методов по сообщениям, на которые они реагируют, делают программу понятней. Единственным реальным ограничением является то, что этот метод должен быть процедурой с единственным параметром типа TMessage.

    Поскольку для методов реакции ObjectWindows использует несколько диапазонов, а все индексы методы отсчитываются с 0, в качестве смещения используется константа wm_First. Добавив для каждого метода это смещение, вы создадите уникальный индекс динамического метода. Подробнее о диапазонах сообщений рассказывается в разделе "Диапазоны сообщений" данной главы.

Что такое сообщение?


    Теперь, когда вы знаете, как написать метод реакции на сообщение, можно рассмотреть, какая информация содержится в сообщении. Запись TMessage, передаваемая методу реакции на сообщение, выглядит следующим образом:

     type
       TMessage = record
           Receiver: HWnd;
           Message: Word;
           case Integer of
             0: (
               WParam: Word;
               LParam: Longint;
               Result: Longint);
             1: (
               WParamLo: Byte;
               WParamHi: Byte;
               LParamLo: Word;
               LParamHi: Word;
               ResultLo: Word;
               ResultHi: Word);
     end;
Поля Receiver и Message для объектов ObjectWindows не особенно полезны, поскольку описатель Receiver обычно представляет собой тоже самое, что и поле HWindow оконного объекта, а Message уже отсортировано в цикле сообщения ObjectWindows.

    Однако другие три поля очень важны. WParam и LParam - это 16- и 32-битовые параметры, передаваемые в сообщениях от Windows. Result содержит код результата, который может потребоваться передать обратно. Заметим, что TMessage - вариантная запись, так что вы можете обращаться к старшему и младшему байту слов параметров.

Поля параметров


    Поля параметров записи сообщения имеют для каждого сообщения свой смысл. Однако, можно сделать некоторые обобщения.

WParam

    Параметр WParam типа Word обычно содержит описатель, идентификатор (например, идентификатор управляющего элемента) или булевское значение. Например, параметр WParam сообщения wm_SetCursor содержит описатель окна, в котором находится курсор. Уведомляющие сообщения управляющего элемента, такие как bn_Clicked, содержат в WParam идентификатор соответствующего управляющего элемента. wm_Enable использует WParam для булевского значения, указывающего, разрешено или запрещено соответствующее окно.

LParam

    Параметр LParam типа Longint обычно содержит значение-указатель двух переменных размером в слово, таких как координаты x и y. Например, параметр LParam сообщения wm_SetText указывает на строку с завершающим нулем, содержащую устанавливаемый текст. Сообщения "мыши", такие как wm_LButtonDown, используют LParam для записи координат события "мыши". Благодаря вариантным частям записи сообщения, LParamLo содержит x-координату, а LParamHi y-координату.

Поле Result


    Поле Result сообщения TMessage управляет возвращаемым значением сообщения. Иногда программа, посылающая сообщение, ожидает возврата конкретного значения, такого как булевское значение, указывающее успешное или неуспешное выполнение или код ошибки. Вы можете задать возвращаемое значение, присвоив значение полю Result.

    Например, когда пользователь пытается восстановить окно из состояния пиктограммы, ему посылается сообщение wm_QueryOpen. По умолчанию wm_QueryOpen возвращает булевское значение True (не ноль). Если вы хотите иметь окно, которое всегда выводится в виде пиктограммы, то вы можете ответить на сообщение wm_QueryOpen и установить Result в 0. Это означает, что окно не может быть открыто:

     procedure TIconWindow.WMQueryOpen(var Msg: TMessage);
     begin
       Msg.Result := 0;
     end;

Объектно-ориентированная обработка сообщения


    Одним из огромных преимуществ обработки сообщения в ObjectWindows (кроме того, что можно избавиться от больших операторов case) является обработка сообщений объектно-ориентированным способом. То есть, ваши оконные объекты наследуют возможность определенной реакции на сообщения, и вам нужно только изменить реакцию на конкретные сообщения, которые ваш объект обрабатывает по-другому.

Отмена поведения по умолчанию


    Иногда, когда вы переопределяете используемую по умолчанию реакцию на сообщение, это делается потому что данное поведение просто нежелательно. Простейшим случаем является ситуация, когда объект должен игнорировать сообщение, а не отвечать на него. Для этого вы можете просто написать пустой метод реакции на сообщение. Например, следующий метод сообщает управляющему элементу редактирования, что нужно игнорировать передаваемые в сообщении wm_Char символы:

     procedure TNonEdit.WMChar(var Msg: TMessage);
     begin
     end;

Замена поведения по умолчанию


    Более полезным подходом, чем простое игнорирование сообщения, является замена поведения по умолчанию чем-то совершенно другим. Например, следующий метод сообщает управляющему элементу редактирования, что вместо вставки символа при нажатии любой клавиши нужно давать звуковой сигнал:

     procedure TBeepEdit.WMChar(var Msg: TMessage);
     begin
       MessageBeep(0);
     end;

    Звуковой сигнал по нажатию клавиш сам по себе не особенно полезен, но дает хорошую иллюстрацию. В общем случае вы можете заменить используемое по умолчанию поведение некоторым другим. Определяемая вами реакция будет единственной.

Дополнение поведения по умолчанию


    Иногда может возникнуть потребность в комбинировании некоторых действий с используемой по умолчанию реакцией на сообщение. ObjectWindows предоставляет для этого объектно-ориентированный способ. Обычно, когда вы хотите, чтобы объект выполнял некоторые действия на основе используемого по умолчанию поведения, вы можете встроить в свой переопределенный метод наследуемый метод. ObjectWindows позволяет вам делать это также для реакции на сообщения.

Вызов наследуемых методов


    Предположим, например, что вы создали новый оконный объект и хотите, чтобы он в дополнение к другим обычно выполняемым действиям он давал звуковой сигнал при щелчке в окне левой кнопкой "мыши". Все, что вам нужно сделать - это вызов в вашем новом методе наследуемого метода TWindow.WMLButtonDown:

     procedure TBeepWindow.WMLButtonDown(var Msg: TMessage);
     begin
       inherited WMLButtonDown(Msg);
       MessageBeep(0);
     end;

    В данном случае неважно, размещаете ли вы вызов наследуемого метода WMLButtonDown перед или после вызова MessageBeep. Вам нужно решить, должен ли ваш метод вызывать наследуемые действия перед специальной обработкой или после нее (на основе того, нужны ли вам параметры сообщения, или требуется их изменить).

    Следует иметь в виду, что вы можете изменять параметры Msg перед вызовом наследуемого метода. Однако делать это следует аккуратно, так как передача параметров вне диапазона может привести к тому, что ваша программа вызовет сбой Windows, особенно если эти параметры содержат описатели или указатели. Если вы будете аккуратны, изменение Msg может оказаться полезным, но нужно учитывать, что это может быть также опасным.

Вызов процедур, используемых по умолчанию


    Как вы могли заметить, в данном разделе при вызове наследуемых методов используется не такой пример, как в предыдущих разделах. Вы, возможно, ожидали, что новый управляющий элемент редактирования для обработки действия по умолчанию будет вызывать свой наследуемый метод WMChar. Это имеет смысл, но не будет работать, так как TEdit не имеет метода WMChar, поэтому производный из TEdit объект не может вызывать WMChar в качестве наследуемого метода.

    К счастью, ваши объекты все равно могут наследовать реакцию на сообщения. Когда ObjectWindows диспетчеризует сообщение объекту, и этот объект не определяет конкретного метода реакции, ObjectWindows передает запись TMessage методу с именем DefWndProc - используемой по умолчанию оконной процедуре. DefWndProc знает, как применять действия по умолчанию для всех сообщений. Таким образом, если компилятор дает ошибку, когда вы пытаетесь наследовать метод реакции на сообщения, поскольку для данного сообщения нет наследуемого метода, вызовите вместо этого DefWndProc.

    Например, чтобы в дополнение к вставке набираемых символов добавить к управляющему элементу редактирования звуковой сигнал, вам нужно вызвать MessageBeep и DefWndProc:

     procedure TBeepEdit.WMChar(var Msg: TMessage);
     begin
       MessageBeep(0);
       DefWndProc(Msg);
     end;

    Вызов DefWndProc вы можете рассматривать как используемый вместо всех не определенных конкретно наследуемых методов реакции на сообщения. Отметим, однако, что это применяется только к сообщениям Windows. Командные сообщения, уведомляющие сообщения и управляющие сообщения имеют свои собственные используемые по умолчанию обработчики сообщений. Эти сообщения и их используемые по умолчанию процедуры описываются в следующем разделе.

Командные, уведомляющие и управляющие идентификаторы


    Сообщение - это просто запись данных, идентифицируемая конкретным значением в поле message, а ObjectWindows экономит вам массу времени и усилий путем сортировки этих сообщений и диспетчеризации их методам реакции на сообщения в ваших объектах. Однако, сообщение Windows wm_Command имеет много вариантов, которые нужно отсортировывать с помощью большого оператора case. ObjectWindows также выполняет это для вас.

    Например, сообщение wm_Command посылается при выборе элемента меню или нажатии оперативной клавиши. В обычном приложении сообщение Windows передавалось бы вашей функции окна, где в большом операторе case нужно было бы отсортировать различные сообщения, вызывая другие подпрограммы при обнаружении wm_Command. Эта подпрограмма должна в свою очередь определить, какая была передана команда (с помощью другого большого оператора case).

Командные сообщения


    ObjectWindows обрабатывает команды меню и оперативных клавиш путем отдельной диспетчеризации командных сообщений в основном аналогично другим сообщениям Windows. Реально обработка выполняется внутри метода WMCommand ваших оконных объектов, наследуемого из TWindowsObject. Но вместо обработки самих команд WMCommand выполняет диспетчеризацию командных сообщений на основе генерируемого командой идентификатора меню или оперативной клавиши.

    Например, если вы определяете элемент меню с идентификатором cm_DoSomething, в ваших объектах следует на основе этого идентификатора определить методы реакции:

     type
       TSomeWindow = object(TWindow)
         .
         .
         .
         procedure CMDoSomething(var Msg: TMessage);
            virtual cm_First + cm_DoSomething;
       end;

     procedure TSomeWindow.CMDoSomething(var Msg: TMessage);
     begin
{ реакция на команду }

     end;

    Аналогично wm_First, cm_First - это константа ObjectWindows, определяющая начало диапазона сообщений. Ваши командные константы должны лежать в диапазоне 0..24319.

Обработка команд по умолчанию

    Чтобы вызвать используемую по умолчанию реакцию на команду, для нее обычно вызывается наследуемый метод реакции. Если в объекте-предке не определяется метод реакции на конкретную команду, по умолчанию обработка выполняется с помощью DefCommandProc. DefCommandProc работает во многом аналогично методу DefWndProc для сообщений Windows, но обрабатывает команды.

Уведомляющие сообщения


    Команды не обязательно должны поступать от меню или командных клавиш. Управляющие элементы в окнах посылают сообщения своим порождающим окнам, когда вы щелкаете на них "мышью" или что-либо набираете. Эти сообщения называются уведомляющими сообщениями, и ObjectWindows обрабатывает их двумя различными путями.

    В основном уведомления могут передаваться объекту управляющего элемента или его порождающему окну. Если управляющий элемент имеет связанный с ним объект ObjectWindows, ObjectWindows дает объекту возможность сначала ответить на команду. Это называется уведомлением управляющего элемента. Если управляющий элемент не имеет соответствующего объекта, или объект управляющего элемента не определяет реакцию на команду, то ответить имеет возможность порождающее окно. Это называется уведомлением порождающего объекта.

Уведомления управляющих элементов


    Обычно управляющим элементам не требуется в ответ на действия пользователя делать ничего особенного; ожидаемым поведением является поведение, используемое по умолчанию. Но если вы хотите, чтобы управляющий элемент делал что-то дополнительно или что-то другое, то уведомляющие сообщения позволяют вам осуществить это.

    Предположим, например, что вы хотите, чтобы при каждом щелчке кнопкой "мыши" раздавался звуковой сигнал. Вы можете просто задать для объекта кнопки метод реакции на уведомление:

     type
       TBeepButton = object(TButton)
         procedure BNClicked(var Msg: TMessage);
             virtual nf_First + bn_Clicked;
       end;

     procedure TBeepButton.BNClicked(var Msg: TMessage);
     begin
       MessageBeep(0);
     end;

    ObjectWindows определяет в качестве смещения, задающего диапазон используемых в уведомлениях управляющих элементов сообщений, константу nf_First.

Уведомление порождающего объекта


    Если управляющий элемент не имеет связанного с ним интерфейсного объекта, или управляющий объект не определяет реакции на конкретную команду, уведомляющие сообщения посылаются вместо объекта управляющего элемента порождающему окну управляющего элемента. Так как порождающее окно должно знать, какой из его управляющих элементов вызвал уведомление, уведомляющее сообщение порождающему окну основывается на идентификаторе управляющего элемента.

    Например, чтобы ответить на уведомление о взаимодействиях с управляющим элементом с идентификатором id_MyControl, вы можете определить метод следующим образом:

     type
       TMyWindow = object(TWindow)
          .
          .
          .
        procedure IDMyControl(var Msg: TMessage);
          virtual id_First + id_MyControl;
        end;

     procedure TMyWindow.IDMyControl(var Msg: TMessage);
     begin
{ реакция на сообщение }
     end;

    В качестве смещения в диапазоне сообщений, используемых для реакции на уведомления управляющих элементов, ObjectWindows определяет константу id_First.

    Windows редко определяет реакцию на конкретные управляющие элементы, заданную по умолчанию. Однако, если вы хотите позаботиться о заданном по умолчанию поведении, то можете вызвать DefChildProc. DefChildProc работает аналогично DefWndProc, но обрабатывает вместо сообщений Windows уведомляющее сообщение порождающему объекту.

Уведомления управляющих элементов и порождающих объектов


    Возможно, иногда вам потребуется, чтобы одновременно на некоторое взаимодействие пользователя с управляющим элементом реагировали и управляющий элемент, и порождающее окно. ObjectWindows также обеспечивает способ реализовать это. Поскольку уведомление порождающего объекта предусматривает реакцию по умолчанию, когда объект управляющего элемента не определяет реакции на уведомление, все, что нужно сделать - это вызов реакции по умолчанию в дополнение реакции управляющего элемента.

    Например, с учетом приведенного выше объекта TBeepButton вы можете также уведомлять порождающее окно с помощью добавления вызова DefNotificationProc:

     procedure TBeepButton.BNClicked(var Msg: TMessage);
     begin
       MessageBeep(0);
       DefNotificationProc(Msg);
     end;

    Вызов DefNotificationProc обеспечивает получение уведомляющего сообщения на основе идентификатора порождающего окна управляющего элемента, как если бы управляющий элемент вовсе не определял реакции.

Определение ваших собственных сообщений


    Windows резервирует для собственного использования 1024 сообщения. В этот диапазон попадают все стандартные сообщения. Начало диапазона сообщений определяется константой wm_User. Чтобы определить сообщение, используемое окнами вашей программы, определите идентификатор сообщения, попадающий в диапазон wm_User..wm_User+31744.

    Чтобы избежать конфликта со стандартными сообщениями, вам следует определить идентификаторы своих сообщений как константы на основе wn_User. Например, в приложении, где требуется три определенных пользователем сообщения, вы можете описать их следующим образом:

     const
        wm_MyFirstMessage  = wm_User;
        wm_MySecondMessage = wm_User + 1;
        wm_MyThirdMessage  = wm_User + 2;

    Реакция на ваши сообщения аналогично реакции на любое другое сообщение:

     TCustomWindow = object(TWindow)
         .
         .
         .
       procedure WMMyFirstMessage(var Msg: TMessage);
           virtual wm_First + wm_MyFirstMessage

    Согласно общему правилу, определенные пользователем сообщения следует использовать для внутреннего обмена сообщения. Если вы посылаете определенное пользователем сообщение другому приложению, нужно убедиться, что это другое приложение определяет сообщение также, как это делается в коде вашего приложения. Внешние коммуникации лучше обрабатываются с помощью динамического обмена данными (DDE).

Передача сообщений


    До сих пор мы определяли реакцию на сообщения, но не говорили пока о том, как генерировать сообщения. Большинство сообщений Windows генерируются самой Windows в ответ на действия пользователя или системные события. Но ваша программа можете генерировать сообщения либо моделируя действия пользователя, либо манипулирую элементами на экране.

    ObjectWindows уже обеспечивает для вас способы передачи многих сообщений, которые в противном случае пришлось бы передавать вручную. Например, общим случаем для генерации сообщений является работа с управляющим элементами. Чтобы добавить строку в блок списка, Windows определяет такие сообщения как lb_AddString, а чтобы отменить выбор кнопки с зависимой фиксацией или выбрать ее - bm_SetCheck. ObjectWindows определяет методы для объектов управляющих элементов (TListBox.AddString и TCheckBox.SetCheck), посылающие для вас эти сообщения, так что вам даже не нужно думать об их использовании.

    Возможно вы найдете, что для большинства функций (которые в противном случае пришлось бы выполнять передачей сообщений) уже существуют объектные методы.

Передача и отправление сообщений


    Тем не менее, иногда возникает необходимость передачи сообщений в окна вашего приложения. Windows предусматривает две функции, позволяющие вам генерировать сообщения - SendMessage и PostMessage. Основное отличие этих двух функций состоит в том, что SendMessage ожидает обработки сообщения перед возвратом. PostMessage просто добавляет сообщение в очередь сообщений и возвращает управление.

    Имейте в виду, что SendMessage, особенно при вызове в методе реакции на сообщение, может вызвать бесконечный цикл или клинч, приводящие к сбою программ. Вам следует не только избегать очевидных циклов, таких как методы реакции на сообщения, генерирующих то же сообщение, которое его вызывает, но избегать также передачи сообщений с побочными эффектами. Например, метод Paint объекта, который вызывается в ответ на сообщения wm_Paint, очевидно должен явным образом посылать самому себе другое сообщение wm_Paint. Но он должен также избегать других действий, дающих в результате другое сообщение wm_Paint, посылаемое, пока метод еще активен, таких как изменение размеров окна, запрещение окна или создание/уничтожение перекрывающихся окон.

Передача сообщения


    Для передачи сообщения требуется следующее: описатель окна-получателя, номер сообщения и параметры Word и Longint. В приложении ObjectWindows описателем получателя является обычно поле HWindow интерфейсного объекта. Идентификатор сообщения - это просто константа, идентифицирующая конкретное сообщение, которое вы хотите передать (такая как wm_More или em_SetTabStops). Параметры в зависимости от сообщения могут быть различными.

    Значение, возвращаемое SendMessage - это значение поля Result в записи сообщения при завершении обработки. Имейте в виду, что если вы вызываете наследуемый или используемый по умолчанию метод реакции на сообщение, ваше значение может быть перезаписано.

    Windows с помощью SendMessage обеспечивает ограниченное средство циркулярной рассылки сообщений. Если вы в качестве описателя окна, в которое нужно передать сообщение, зададите $FFFF, Windows посылает сообщения всем всплывающим и перекрывающимся окнам в системе (не только в вашем приложении). Таким образом, вы не должны использовать циркулярную рассылку сообщений, определяемых пользователем, так как не может быть уверены, что другое приложение не определило данное сообщение каким-то другим способом.

Отправление сообщения


    Отправление сообщения полезно использовать, если вас не особенно волнует, когда должна последовать реакция на сообщение, или вам нужно избежать циклов, которые может вызвать SendMessage. Если все, что вам нужно сделать - это убедиться в передаче сообщения, и вы можете продолжать работу, не ожидая реакции, то можете вызывать функцию PostMessage. Ее параметры идентичны параметрам функции SendMessage. PostMessage не следует использовать для передачи сообщений управляющим элементам.

Передача сообщения управляющему элементу


    Возможно, единственным случаем, когда вам потребуется передать сообщение элементу на экране, не имеющему соответствующего объекта, является случай, когда вам нужно взаимодействовать с управляющим элементом в диалоговом окне. Проще всего для этого использовать объекты (управляющего элемента, диалогового блока или обоих).

    Если управляющий элемент имеет связанный с ним объект, вы можете просто использовать для получения идентификатора управляющего элемента поле HWindow объекта. Если диалоговый блок имеет связанный с ним объект, вы можете вызвать метод SendDlgItemMsg объекта диалогового блока, для которого задаются идентификатор управляющего элемента, идентификатор сообщения и два параметра сообщения. В большинстве приложений ObjectWindows для вас доступен любой их этих подходов.

    Если по каким-то причинам у вас нет ни объекта диалогового блока, ни доступного объекта управляющего элемента, вы можете послать сообщение управляющему элементу в диалоговом окне с помощью функции API Windows SendDlgItemMessage, которая воспринимает в качестве параметров описатель диалогового блока, идентификатор управляющего элемента, идентификатор сообщения и два параметра сообщения.

Диапазоны сообщений


    Сообщение определяется полем message записи сообщения (16-битовое значение). Windows резервирует для своих собственных стандартных сообщений 0..$03FF, а остальные сообщения до $7FFF резервируются для сообщений, определенных пользователем. Диапазоны остальных сообщений в ObjectWindows подразделяются на диапазоны команд и уведомлений (как показано в следующей таблице):

Диапазоны сообщений. Таблица 16.1
ДиапазонЗначения
Сообщения, зарезервированные для Windows. $0000-$7FFF
Сообщения, определяемые пользователем. $0400-$8FFF
Уведомляющие сообщения управляющих элементов. $8000-$8FFF
Зарезервированные в Windows уведомляющие сообщения управляющих элементов. $8F00-$8FFF
Уведомляющие сообщения порождающего объекта. $9000-$9FFF
Зарезервированные в Windows уведомляющие сообщения порождающего объекта. $9F00-$9FFF
Командные сообщения. $A000-$FFFF
Команды, зарезервированные в ObjectWindows. $FF00-$FFFF


Рис. 16.1 Диапазоны сообщений и команд.