17. Операторы


    За исключением особо оговариваемых случаев, операторы выполняются последовательно.

17.1. Операторное выражение


    Большинство операторов являются операторными выражениями, которые имеют форму

    выражение;

    Обычно операторные выражения являются присваиваниями или обращениями к функциям.

17.2. Составной оператор (или блок)


    С тем чтобы допустить возможность использования нескольких операторов там, где ожидается присутствие только одного, предусматривается составной оператор (который также и эквивалентно называют "блоком"):

   составной оператор:
  {список-описаний    список-операторов
              необ  необ} 
   список-описаний:
  описание
  описание список-описаний
   список-операторов:
  оператор
  оператор список-операторов

    Если какой-либо идентификатор из списка-описаний был описан ранее, то во время выполнения блока внешнее описание подавляется и снова вступает в силу после выхода из блока. Любая инициализация автоматических и регистрационных переменных проводится при каждом входе в блок через его начало. В настоящее время разрешается (но это плохая практика) передавать управление внутрь блока; в таком случае эти инициализации не выполняются. Инициализации статических переменных проводятся только один раз, когда начинается выполнение программы.
Находящиеся внутри блока внешние описания не резервируют памяти, так что их инициализация не разрешается.

17.3. Условные операторы


    Имеются две формы условных операторов:

  if (выражение) оператор
  if (выражение) оператор else оператор

    В обоих случаях вычасляется выражение и, если оно отлично от нуля, то выполняется первый подоператор. Во втором случае, если выражение равно нулю, выпалняется второй подоператор. Как обычно, двусмысленность "else" разрешается связываением else с последним встречающимся if, у которого нет else.

17.4. Оператор while


    Оператор while имеет форму

    while (выражение) оператор

    Подоператор выполняется повторно до тех пор, пока значение выражения остается отличным от нуля. проверка производится перед каждым выполнением оператора.

17.5. Оператор do


    Оператор do имеет форму

    do оператор while (выражения)

    Оператор выполняется повторно до тех пор, пока значение выражения не станет равным нулю. Проверка производится после каждого выполнения оператора.

17.6. Оператор for


    Оператор for имеет форму

  (выражение-1  ; выражение-2 ; выражение-3  )оператор
       необ            необ   необ
Оператор for эквивалентен следующему

  выражение-1;
     while   (выражение-2) {
        оператор
        выражение-3
  } 

    Таким образом, первое выражение определяет инициализацию цикла; второе специфиуирует проверку, выполняемую перед каждой итерацией, так что выход из цикла происходит тогда, когда значение выражения становится нулем; третье выражение часто задает приращение параметра, которое проводится после каждой итерации.
Любое выражение или даже все они могут быть опущены. Если отсутствует второе выражение, то предложение с while считается эквивалентным while(1); другие отсутствующие выражения просто опускаются из приведенного выше расширения.

17.7. Оператор switch


    Оператор switch (переключатель), вызывает передачу управления к одному из нескольких операторов, в зависимости от значения выражения. Оператор имеет форму

    switch (выражение) оператор

    В выражении проводятся обычные арифметические преобразования, но результат должен иметь тип int. Оператор обычно является составным. Любой оператор внутри этого оператора может быть помечен одним или более вариантным префиксом case, имеющим форму:

    case констанстное выражение: где константное выражение должно иметь тип int. Никакие две вариантные константы в одном и том же переключателе не могут иметь одинаковое значение. точное определение константного выражения приводится в п. 23.
Кроме того, может присутствовать самое большее один операторный префикс вида

  default:

    При выполнении оператора switch вычисляется входящее в него выражение и сравнивается с каждой вариантной константой. Если одна из вариантных констант оказывается равной значению этого выражения, то управление передается оператору, который следует за совпадающим вариантным префиксом. Если ни одна из вариантных констант не совпадает со значением выражения и если при этом присутствует префикс default, то управление передается оператору, помеченному этим префиксом. если ни один из вариантов не подходит и префикс default отсутствует, то ни один из операторов в переключателе не выполняется.
Сами по себе префиксы case и default не изменяют поток управления, которое беспрепятсвенно проходит через такие префиксы. Для выхода из переключателя смотрите оператор break, п. 17.8.
Обычно оператор, который входит в переключатель, является составным. Описания могут появляться в начале этого оператора, но инициализации автоматических и регистровых переменных будут неэффективными.

17.8. Оператор break


    Оператор

   break;

вызывает завершение выполнения наименьшего охватывающего этот оператор оператора while, do, for или switch; управление передается оператору, следующему за завершенным оператором.

17.9. Оператор continue


    Оператор

  continue;

приводит к передаче управления на продолжающую цикл часть наименьшего охватывающего этот оператор оператора while, do или for; то есть на конец цикла. Более точно, в каждом из операторов

  while(...) {       do {      for(...) {
     ...            ...         ...
  contin: ;           contin: ;     contin: ;
  }             }  while(...);     }

    Оператор continue эквивалентен оператору goto contin. (За contin: следует пустой оператор; см. П. 17.13.).

17.10. Оператор возврата


    Возвращение из функции в вызывающую программу осуществляется с помощью оператора return, который имеет одну из следующих форм

  return;
return выражение;

    В первом случае возвращаемое значение неопределено. Во втором случае в вызывающую функцию возвращается значение выражения. Если требуется, выражение преобразуется к типу функции, в которой оно появляется, как в случае присваивания. Попадание на конец функции эквивалентно возврату без возвращаемого значения.

17.11. Оператор goto


    Управление можно передавать безусловно с помощью оператора

   
   goto идентификатор1

    Идентификатор должен быть меткой (п. 9.12), локализованной в данной функции.

17.12. Помеченный оператор


    Перед любым оператором может стоять помеченный префикс вида

    идентификатор: который служит для описания идентификатора в качестве метки. Метки используются только для указания места, куда передается управление оператором goto. Областью действия метки является данная функция, за исключением любых подблоков, в которых тот же идентификатор описан снова. Смотри п. 19.

17.13. Пустой оператор


    Пустой оператор имеет форму: ; Пустой оператор оказывается полезным, так как он позволяет поставить метку перед закрывающей скобкой } составного оператора или указать пустое тело в операторах цикла, таких как while.

18. Внешние определения


    С-программа представляет собой последовательность внешних определений. Внешнее определение описывает идентификатор как имеющий класс памяти extern (по умолчанию), или возможно static, и специфицированный тип. Спецификатор типа (п. 16.2) Также может быть пустым; в этом случае считается, что тип является типом int. Область действия внешних определений распространяется до конца файла, в котором они приведены, точно так же , как влияние описаний простирается до конца блока. Синтаксис внешних определений не отличается от синтаксиса описаний, за исключением того, что только на этом уровне можно приводить текст функций.

18.1. Внешнее определение функции


    Определение функции имеет форму

    определение-функции:

    спецификаторы-описания описатель-функции тело-функции

    необ

    Единственными спецификаторами класса памяти, допускаемыми в качестве спецификаторов-описания, являются extern или static; о различии между ними смотри п. 19.2. Описатель функции подобен описателю для "функции, возвращающей...", за исключением того, что он перечисляет формальные параметры определяемой функции.

   Описатель-функции:
описатель (список-параметров
 необ)
список параметров:
идентификатор
идентификатор, список-параметров

    Тело-функции имеет форму

   
   тело-функции:
список-описаний составной-оператор

    Идентификаторы из списка параметров и только они могут быть описаны в списке описаний. Любой идентификатор, тип которого не указан, считается имеющим тип int. Единственным допустимым здесь спецификатором класса памяти является register; если такой класс памяти специфицирован, то в начале выполнения функции соответствующий фактический параметр копируется, если это возможно, в регистр.
Вот простой пример полного определения функции:

   int max(a, b, c)
   int a, b, c;
   {
  int m;
  m = (a>b) ? a:b;
  return((m>c) ? m:c);
   }

    Здесь int - спецификатор-типа, max(a,b,c) - описатель-функции, int a,b,c; - список-описаний нормальных параметров, { ... } - Блок, содержащий текст оператора. В языке "C" все фактические параметры типа float преобразуются к типу double, так что описания формальных параметров, об'явленных как float, приспособлены прочесть параметры типа double. Аналогично, поскольку ссылка на массив в любом контексте (в частности в фактическом параметре) рассматривается как указатель на первый элемент массива, описания формальных параметров вила "массив ..." приспособлены прочесть : "указатель на ...". И наконец, поскольку структуры, об'единения и функции не могут быть переданы функции, бессмысленно описывать формальный параметр как структуру, об'единение или функцию (указатели на такие об'екты, конечно, допускаются).

18.2. Внешние определения данных


    Внешнее определение данных имеет форму

   
   определение-данных:
описание

    Классом памяти таких данных может быть extern (в частности, по умолчанию) или static, но не auto или register.

19. Правила, определяющие область действия


    Вся c-программа необязательно компилируется одновременно; исходный текст программы может храниться в нескольких файлах и ранее скомпилированные процедуры могут загружаться из библиотек. Связь между функциями может осуществляться как через явные обращения, так и в результате манипулирования с внешними данными.
Поэтому следует рассмотреть два вида областей действия: во-первых, ту, которая может быть названа лексической областью действия идентификатора и которая по существу является той областью в программе, где этот идентификатор можно использовать, не вызывая диагностического сообщения "неопределенный идентификатор"; и во-вторых, область действия, которая связана с внешними идентификаторами и которая характеризуется правилом, что ссылки на один и тот же внешний идентификатор являются ссылками на один и тот же об'ект.

19.1. Лексическая область действия


    Лексическая область действия идентификаторов, описанных во внешних определениях, простирается от определения до конца исходного файла, в котором он находится. Лексическая область действия идентификаторов, являющихся формальными параметрами, распространяется на ту функцию, к которой они относятся. Лексическая область действия идентификаторов, описанных в начале блока, простирается до конца этого блока. Лексической областью действия меток является та функция, в которой они находятся.
Поскольку все обращения на один и тот же внешний идентификатор обращаются к одному и тому же об'екту (см. П. 19.2), Компилятор проверяет все описания одного и того же внешнего идентификатора на совместимость; в действительности их область действия распространяется на весь файл, в котором они находятся.
Во всех случаях, однако, есть некоторый идентификатор, явным образом описан в начале блока, включая и блок, который образует функцию, то действие любого описания этого идентификатора вне блока приостанавливается до конца этого блока. Напомним также (п. 16.5), Что идентификаторы, соответствующие обычным переменным, с одной стороны, и идентификаторы, соответствующие членам и ярлыкам структур и об'единений, с другой стороны, формируют два непересекающихся класса, которые не вступают в противоречие. Члены и ярлыки подчиняются тем же самым правилам определения областей действия, как и другие идентификаторы. Имена, специфицируемые с помощью typedef, входят в тот же класс, что и обычные идентификаторы. Они могут быть переопределены во внутренних блоках, но во внутреннем описании тип должен быть указан явно:

  typedef float distance;
  ...
  {
     auto int distance;
     ...

    Во втором описании спецификатор типа int должен присутствовать, так как в противном случае это описание будет принято за описание без описателей с типом distance (прим. Автора: согласитесь, что лед здесь тонок.).

19.2. Область действия внешних идентификаторов


    Если функция ссылается на идентификатор, описанный как extern, то где-то среди файлов или библиотек, образующих полную программу, должно содержаться внешнее определение этого идентификатора. Все функции данной программы, которые ссылаются на один и тот же внешний идентификатор, ссылаются на один и тот же об'ект, так что следует позаботиться, чтобы специфицированные в этом определении тип и размер были совместимы с типом и размером, указываемыми в каждой функции, которая ссылается на эти данные.
Появление ключевого слова ebtern во внешнем определении указывает на то, что память для описанных в нем идентификаторов будет выделена в другом файле. Следовательно, в состоящей из многих файлов программе внешнее определение идентификатора, не содержащее спецификатора extern, должно появляться ровно в одном из этих файлов. любые другие файлы, которые желают дать внешнее определение этого идентификатора, должны включать в это определение слово extern.
Идентификатор может быть инициализирован только в том описании, которое приводит к выделению памяти.
Идентификаторы, внешнее определение которых начинается со слова static, недоступны из других файлов. Функции могут быть описаны как static.

20. Строки управления компилятором


    Компилятор языка "C" содержит препроцессор, который позволяет осуществлять макроподстановки, условную компиляцию и включение именованных файлов. Строки, начинающиеся с #, общаются с этим препроцессором. Синтаксис этих строк не связан с остальным языком; они могут появляться в любом месте и их влияние распространяется (независимо от области действия) до конца исходного программного файла.

20.1. Замена лексем


    Управляющая компилятором строка вида

    #define идентификатор строка-лексем (обратите внимание на отсутствие в конце точки с запятой) приводит к тому, что препроцессор заменяет последующие вхождения этого идентификатора на указанную строку лексем. Строка вида

#define        идентификатор
(идентификатор,...,идентификатор)строка лексем

где между первым идентификатором и открывающейся скобкой ( нет пробела, представляет собой макроопределение с аргументами. Последующее вхождение первого идентификатора, за которым следует открывающая скобка '(', последовательность разделенных запятыми лексем и закрывающая скобка ')', заменяются строкой лексем из определения. каждое вхождение идентификатора, упомянутого в списке формальных параметров в определении , заменяется соответствующей строкой лексем из обращения. Фактическими аргументами в обращении являются строки лексем, разделенные запятыми; однако запятые, входящие в закавыченные строки или заключенные в круглые скобки, не разделяют аргументов. Количество формальных и фактических параметров должно совпадать. Текст внутри строки или символьной константы не подлежит замене.
В обоих случаях замененная строка просматривается снова с целью обнаружения других определенных идентификаторов. В обоих случаях слишком длинная строка определения может быть продолжена на другой строке, если поместить в конце продолжаемой строки обратную косую черту \ . Описываемая возможность особенно полезна для определения "об'являемых констант", как, например,

  #define tabsize 100
  int table[tabsize];

Управляющая строка вида

    #undef идентификатор приводит к отмене препроцессорного определения данного идентификатора.

20.2. Включение файлов


    Строка управления компилятором вида

  #include "filename"

приводит к замене этой строки на все содержимое файла с именем filename. Файл с этим именем сначала ищется в справочнике начального исходного файла, а затем в последовательности стандартных мест. В отличие от этого управляющая строка вида

  #include <filename>

ищет файл только в стандартных местах и не просматривает справочник исходного файла. Строки #include могут быть вложенными.

20.3. Условная компиляция


    Строка управления компилятором вида

    #if константное выражение проверяет, отлично ли от нуля значение константного выражения (см. П. 15). Управляющая строка вида

    #if def идентификатор проверяет, определен ли этот идентификатор в настоящий момент в препроцессоре, т.е. Определен ли этот идентификатор с помощью управляющей строки #define. Управляющая строка вида

    #ifndef идентификатор

21. Неявные описания


    Не всегда является необходимым специфицировать и класс памяти и тип идентификатора в описании. Во внешних определениях и описаниях формальных параметров и членов структур класс памяти определяется по контексту. Если в находящемся внутри функции описании не указан тип, а только класс памяти, то предполагается, что идентификатор имеет тип int; если не указан класс памяти, а только тип, то идентификатор предполагается описанным как auto. Исключение из последнего правила дается для функций, потому что спецификатор auto для функций является бессмысленным (язык "C" не в состоянии компилировать программу в стек); если идентификатор имеет тип "функция, возвращающая ...", то он предполагается неявно описанным как extern.
Входящий в выражение и неописанный ранее идентификатор, за которым следует скобка ( , считается описанным по контексту как "функция, возвращающая int".

22. Снова о типах


    В этом разделе обобщаются сведения об операциях, которые можно применять только к об'ектам определенных типов.

22.1. Структуры и об'единения


    Только две вещи можно сделать со структурой или об'единением: назвать один из их членов (с помощью операции) или извлечь их адрес ( с помощью унарной операции &). Другие операции, такие как присваивание им или из них и передача их в качестве параметров, приводят к сообщению об ошибке. В будущем ожидается, что эти операции, но не обязательно какие-либо другие, будут разрешены.
В п. 15.1 Говорится, что при прямой или косвенной ссылке на структуру (с помощью . Или ->) имя справа должно быть членом структуры, названной или указанной выражением слева. Это ограничение не навязывается строго компилятором, чтобы дать возможность обойти правила типов. В действительности перед '.' допускается любое l-значение и затем предполагается, что это l-значение имеет форму структуры, для которой стоящее справа имя является членом. Таким же образом, от выражения, стоящего перед '->', требуется только быть указателем или целым. В случае указателя предполагается, что он указывает на структуру, для которой стоящее справа имя является членом. В случае целого оно рассматривается как абсолютный адрес соответствующей структуры, заданный в единицах машинной памяти. Такие структуры не являются переносимыми.

22.2. Функции


    Только две вещи можно сделать с функцией: вызвать ее или извлечь ее адрес. Если имя функции входит в выражение не в позиции имени функции, соответствующей обращению к ней, то генерируется указатель на эту функцию. Следовательно, чтобы передать одну функцию другой, можно написать

  int f();
  ...
  g(f);

    Тогда определение функции g могло бы выглядеть так:

  g(funcp)
  int(*funcp)();
  {
     ...
     (*funcp)();
     ...
  }

    Обратите внимание, что в вызывающей процедуре функция f должна быть описана явно, потому что за ее появлением в g(f) не следует скобка ( .

22.3. Массивы, указатели и индексация


    Каждый раз, когда идентификатор, имеющий тип массива, появляется в выражении, он преобразуется в указатель на первый член этого массива. Из-за этого преобразования массивы не являются l-значениями. По определению операция индексация [] интерпретируется таким образом, что e1[e2] считается идентичным выражению *((е1)+(е2)). Согласно правилам преобразований, применяемым при операции +, если e1 - массив, а е2 - целое, то е1[е2] ссылается на е2-й член массива е1. Поэтому несмотря на несимметричный вид операция индексации является коммутативной.
В случае многомерных массивов применяется последовательное правило. Если е является n-мерным массивом размера i*j*...*k, то при появлении в выражении е преобразуется в указатель на (n-1)-мерный массив размера j*...*k. Если операция * либо явно, либо неявно, как результат индексации, применяется к этому указателю, то результатом операции будет указанный (n-1)-мерный массив, который сам немедленно преобразуется в указатель.

    Рассмотрим, например, описание

  int x[3][5];

    Здесь x массив целых размера 3*5. При появлении в выражении x преобразуется в указатель на первый из трех массивов из 5 целых. В выражении x[i], которое эквивалентно *(x+i), сначала x преобразуется в указатель так, как описано выше; затем i преобразуется к типу x, что вызывает умножение i на длину об'екта, на который указывает указатель, а именно на 5 целых об'ектов. Результаты складываются, и применение косвенной адресации дает массив (из 5 целых), который в свою очередь преобразуется в указатель на первое из этих целых. Если в выражение входит и другой индекс, то таже самая аргументация применяется снова; результатом на этот раз будет целое.
Из всего этого следует, что массивы в языке "C" хранятся построчно ( последний индекс изменяется быстрее всего) и что первый индекс в описании помогает определить общее количество памяти, требуемое для хранения массива, но не играет никакой другой роли в вычислениях, связанных с индексацией.

22.4. Явные преобразования указателей


    Разрешаются определенные преобразования, с использованием указателей , но они имеют некоторые зависящие от конкретной реализации аспекты. Все эти преобразования задаются с помощью операции явного преобразования типа; см. П. 15.2 и 16.7.
Указатель может быть преобразован в любой из целочисленных типов, достаточно большой для его хранения. Требуется ли при этом int или long, зависит от конкретной машины. Преобразующая функция также является машинно-зависимой, но она будет вполне естественной для тех, кто знает структуру адресации в машине. Детали для некоторых конкретных машин приводятся ниже.
Об'ект целочисленного типа может быть явным образом преобразован в указатель. такое преобразование всегда переводит преобразованное из указателя целое в тот же самый указатель, но в других случаях оно будет машинно-зависимым. Указатель на один тип может быть преобразован в указатель на другой тип. Если преобразуемый указатель не указывает на об'екты, которые подходящим образом выравнены в памяти, то результирующий указатель может при использовании вызывать ошибки адресации. Гарантируется, что указатель на об'ект заданного размера может быть преобразован в указатель на об'ект меньшего размера и снова обратно, не претерпев при этом изменения.
Например, процедура распределения памяти могла бы принимать запрос на размер выделяемого об'екта в байтах, а возвращать указатель на символы; это можно было бы использовать следующим образом.

  extern char *alloc();
  double *dp;
  dp=(double*) alloc(sizeof(double));
  *dp=22.0/7.0;

    Функция alloc должна обеспечивать (машинно-зависимым способом), что возвращаемое ею значение будет подходящим для преобразования в указатель на double; в таком случае использование этой функции будет переносимым. Представление указателя на PDP-11 соответствует 16-битовому целому и измеряется в байтах. Об'екты типа char не имеют никаких ограничений на выравнивание; все остальные об'екты должны иметь четные адреса. На Honeywell 6000 указатель соответствует 36-битовому целому; слову соответствует 18 левых битов и два непосредственно примыкающих к ним справа бита, которые выделяют символ в слове. Таким образом, указатели на символы измеряются в единицах 2 в степени 16 байтов; все остальное измеряется в единицах 2 в степени 18 машинных слов. Величины типа double и содержащие их агрегаты должны выравниваться по четным адресам слов (0 по модулю 2 в степени 19). Эвм IBM 370 и Interdata 8/32 сходны между собой. На обеих машинах адреса измеряются в байтах; элементарные об'екты должны быть выровнены по границе, равной их длине, так что указатели на short должны быть кратны двум, на int и float - четырем и на double - восьми. Агрегаты выравниваются по самой строгой границе, требуемой каким-либо из их элементов.

23. Константные выражения


    В нескольких местах в языке "C" требуются выражения, которые после вычисления становятся константами: после вариантного префикса case, в качестве границ массивов и в инициализаторах. В первых двух случаях выражение может содержать только целые константы, символьные константы и выражения sizeof, возможно связанные либо бинарными операциями

  + - * / . % & | Ч << >> == 1= <> <= >=

либо унарными операциями

  - ~

либо тернарной операцией ?:
Круглые скобки могут использоваться для группировки, но не для обращения к функциям.
В случае инициализаторов допускается большая (ударение на букву о) свобода; кроме перечисленных выше константных выражений можно также применять унарную операцию & к внешним или статическим об'ектам и к внешним или статическим массивам, имеющим в качестве индексов константное выражение. Унарная операция & может быть также применена неявно, в результате появления неиндексированных массивов и функций. Основное правило заключается в том, что после вычисления инициализатор должен становится либо константой, либо адресом ранее описанного внешнего или статического об'екта плюс или минус константа.

24. Соображения о переносимости


    Некоторые части языка "C" по своей сути машинно-зависимы. Следующие ниже перечисление потенциальных трудностей хотя и не являются всеоб'емлющими, но выделяет основные из них.
Как показала практика, вопросы, целиком связанные с аппаратным оборудованием, такие как размер слова, свойства плавающей арифметики и целого деления, не представляют особенных затруднений. Другие аспекты аппаратных средств находят свое отражение в различных реализациях. Некоторые из них, в частности, знаковое расширение (преобразующее отрицательный символ в отрицательное целое) и порядок, в котором помещаются байты в слове, представляют собой неприятность, которая должна тщательно отслеживаться. Большинство из остальных проблем этого типа не вызывает сколько-нибудь значительных затруднений.
Число переменных типа register, которое фактически может быть помещено в регистры, меняется от машины к машине, также как и набор допустимых для них типов. Тем не менее все компиляторы на своих машинах работают надлежащим образом; лишние или недопустимые регистровые описания игнорируются. Некоторые трудности возникают только при использовании сомнительной практики программирования. Писать программы, которые зависят от каких- либо этих свойств, является чрезвычайно неразумным.
Языком не указывается порядок вычисления аргументов функций; они вычисляются справа налево на PDP-11 и VAX-11 и слева направо на остальных машинах. порядок, в котором происходят побочные эффекты, также не специфицируется. Так как символьные константы в действительности являются об'ектами типа int, допускается использование символьных констант, состоящих из нескольких символов. Однако, поскольку порядок, в котором символы приписываются к слову, меняется от машины к машине, конкретная реализация оказывается весьма машинно-зависимой.
Присваивание полей к словам и символов к целым осуществляется справо налево на PDP-11 и VAX-11 и слева направо на других машинах. эти различия незаметны для изолированных программ, в которых не разрешено смешивать типы (преобразуя, например, указатель на int в указатель на char и затем проверяя указываемую память), но должны учитываться при согласовании с накладываемыми извне схемами памяти. Язык, принятый на различных компиляторах, отличается только незначительными деталями. Самое заметное отличие состоит в том, что используемый в настоящее время компилятор на PDP-11 не инициализирует структуры, которые содержат поля битов, и не допускает некоторые операции присваивания в определенных контекстах, связанных с использованием значения присваивания.

25. Анахронизмы


    Так как язык "C" является развивающимся языком, в старых программах можно встретить некоторые устаревшие конструкции. Хотя большинство версий компилятора поддерживает такие анахронизмы, они в конце концов исчезнут, оставив за собой только проблемы переносимости.
В ранних версиях "C" для проблем присваивания использовалась форма =on, а не on=, приводя к двусмысленностям, типичным примером которых является

  x = -1

где x фактически уменьшается, поскольку операции = и - примыкают друг к другу, но что вполне могло рассматриваться и как присваивание -1 к x. Синтаксис инициализаторов изменился: раньше знак равенства, с которого начинается инициализатор, отсутствовал, так что вместо

  int x = 1;

использовалось

  int x 1;

Изменение было внесено из-за инициализации

  int f (1+2)

которая достаточно сильно напоминает определение функции, чтобы смутить компиляторы.

26. Сводка синтаксических правил


    Эта сводка синтаксиса языка "C" предназначена скорее для облегчения понимания и не является точной формулировкой языка.

26.1. Выражения


    Основными выражениями являются следующие:

    выражение:

первичное-выражение
* выражение
& выражение
- выражение
! Выражение
~ выражение
++ l-значение
-- l-значение
l-значение ++
l-значение
-sizeof выражение
(имя типа) выражение
выражение бинарная-операция выражение
выражение ? Выражение : выражение
l-значение операция-присваивания выражение
выражение , выражение
первичное выражение:
идентификатор
константа
строка
(выражение)
первичное-выражение (список выражений
    необ)
первичное-выражение [выражение]
l-значение . Идентификатор
первичное выражение -> идентификатор
l-значение:
идентификатор
первичное-выражение [выражение]
l-значение . Идентификатор
первичное-выражение -> идентификатор
* выражение
(l-значение)

    Операции первичных выражений

   () []  .  ->

имеют самый высокий приоритет и группируются слева направо. Унарные операции

  *  &  -  !  ~  ++  --  sizeof(Имя типа)

имеют более низкий приоритет, чем операции первичных выражений, но более высокий, чем приоритет любой бинарной операции. Эти операции группируются справа налево. Все бинарные операции и условная операция (прим. Перевод.: условная операция группируется справа налево; это изменение внесено в язык в 1978 г.) группируются слева направо и их приоритет убывает в следующем порядке:

    бинарная операция:

  
  *   /   %
  +  
  >>  <<
  <   >  <=   >=
  ==  !=
  &
  ~
  |
  &&
  ||
  ?:

    Все операции присваивания имеют одинаковый приоритет и группируются справа налево.

    Операции присваивания:

  =  +=  -=  *=  ?=  %=  >>=  <<=  &=  ~=  |=

    Операция запятая имеет самый низкий приоритет и группируется слева направо.

26.2. Описания


    Описание:

    спецификаторы-описания список-инициализируемых-описателей необ;

--------------------------------------------------------
спецификаторы-описания:

спецификатор-типа спецификаторы-описания
 необ

спецификатор-класса-памяти спецификаторы-описания
 необ

спецификатор-класса-памяти:
    auto
    static
    extern
    register
    typedef

спецификатор-типа:
    char
    short
     int
     long
     unsigned
     float
     double

спецификатор-структуры-или-об'единения
определяющее-тип-имя
список-инициализируемых-описателей:
инициализируемый-описатель
инициализируемый-описатель,
список-инициализируемых-описателей
инициализируемый-описатель
описатель-инициализатор
необ
описатель:
идентификатор
(описатель)
* описатель
описатель ()
описатель [константное выражение
 необ]
спецификатор-структуры-или-об'единения:
struct список-описателей-структуры
struct идентификатор {список-описаний-структуры}
struct идентификатор
union {список-описаний-структуры}
union идентификатор {список-описаний-структуры}
union идентификатор
список-описаний-структцры:
описание-структуры
описание-структуры список-описаний-структуры
описание структуры:
спецификатор-типа список-описателей-структуры:
список-описателей-структуры
описатель-структуры
описатель-структуры,список-описателей-структуры
описатель-структуры:
описатель
описатель: константное выражение
:константное-выражение
инициализатор:
= выражение
= {список-инициализатора}
= {список-инициализатора}
список инициализатора:
выражение
список-инициализатора,список-инициализатора
{список-инициализатора}
имя-типа:
спецификатор-типа абстрактный-описатель
абстрактный-описатель:
пусто
{абстрактный-описатель}
* абстрактный-описатель
абстрактный-описатель ()
абстрактный-описатель [константное-выражение
  необ]
определяющее-тип-имя:
идентификатор

26.3. Операторы


    Составной-оператор:

{список-описаний      список-операторов
  необ      необ}
список-описаний:
описание
описание список-описаний
список-операторов:
оператор
оператор список-операторов
оператор:
составной оператор
выражение;
if (выражение) оператор
if (выражение) оператор else оператор
while (выражение) оператор
do оператор while (выражение);
for(выражение-1    ;выражение-2    ;выражение-3    )
  необ      необ   необ
оператор
switch (выражение) оператор
case константное-выражение : оператор
default: оператор
     break;
     continue;
     return;
return выражение;
goto идентификатор;
идентификатор : оператор
     ;

26.4. Внешние определения


    Программа:

внешнее-определение
внешнее-определение программа
внешнее-определение:
определение-функции
определение-данных
определение-функции:
спецификатор-типа     описатель-функции тело-функции
   необ
описатель-функции:
описатель (список-параметров    )
необ
список-параметров:
идентификатор , список-параметров
тело-функции:
список-описаний-типа оператор-функции
оператор-функции:
{список описаний     список-операторов}
   необ
определение данных:
extern  спецификатор типа    список
необ   необ
инициализируемых описателей    ;
необ
static  спецификатор типа     список
необ   необ
инициализируемых описателей
необ;

26.5. Препроцессор


    #define идентификатор строка-лексем

  #define
#define идентификатор(идентификатор,...,идентификатор)стр

  #undef идентификатор
  #include "имя-файла"
  #include <имя-файла>
#if константное-выражение
#ifdef идентификатор
#ifndef идентификатор
  #else
  #endif
#line константа идентификатор

Последние изменения языка "C" (15 ноября 1978 г.)

27. Присваивание структуры


    Структуры могут быть присвоены, переданы функциям в качестве аргументов и возвращены функциям. Типы участвующих операндов должны оставаться теми же самыми. Другие правдоподобные операторы, такие как сравнение на равенство, не были реализованы.
В реализации возвращения структур функциями на PDP-11 имеется коварный дефект: если во время возврата происходит прерывание и та же самая функция пеентерабельно вызывается во время этого прерывания, то значение возвращаемое из первого вызова, может быть испорчено. Эта трудность может возникнуть только при наличии истинного прерывания, как из операционной системы, так и из программы пользователя, прерывания, которое существенно для использования сигналов; обычные рекурсивные вызовы совершенно безопасны.

28. Тип перечисления


    Введен новый тип данных,аналогичный скалярным типам языка паскаль. К спецификатору-типа в его синтаксическом описании в разделе 8.2. Приложения а следует добавить

  спецификатор-перечисления
  -------------------------
 
с синтаксисом
 
 
  спецификатор-перечисления:
  --------------------------
   enum список-перечисления
        -------------------
   еnum идентификатор  список-перечисления
        -------------  -------------------
   enum идентификатор
        -------------
  список-перечисления:
  -------------------
   перечисляемое
   -------------
   список-перечисления, перечисляемое
   -------------------  -------------
   перечисляемое:
   --------------
    идентификатор
    -------------
    идентификатор = константное выражение
    -------------   ---------------------

    Роль идентификатора в спецификаторе-перечисления полностью аналогична роли ярлыка структуры в спецификаторе-структуры; идентификатор обозначает определенное перечисление. Например, описание

  enum color {red, white, black, blue } ;
  . . .
  enum color *cp, col;

об'являет идентификатор color ярлыком перечисления типа, описывающего различные цвета и затем об'являет cp указателем на об'ект этого типа, а col - об'ектом этого типа. Идентификаторы в списке-перечисления описываются как константы и могут появиться там, где требуются (по контексту) константы. Если не используется вторая форма перечисляемого (с равеством =), то величины констант начинаются с 0 и возрастают на 1 в соответствии с прочтением их описания слева на право. Перечисляемое с присвоением = придает соответствующему идентификатору указанную величину; последующие идентификаторы продолжают прогрессию от приписанной величины.
Все ярлыки перечисления и константы могут быть различными и непохожими на ярлыки и члены структур даже при условии использования одного и того же множества идентификаторов.
Об'екты данного типа перечисления рассматриваются как об'екты, имеющие тип, отличный от любых типов и контролирующая программа lint сообщает об ошибках несоответствия типов. В реализации на PDP-11 со всеми перечисляемыми переменными оперируют так, как если бы они имели тип int.

29. Таблица изображений непечатных символов языка "C".


    В данной таблице приведены изображения некоторых символов (фигурные скобки и т.д.) языка "C", которых может не оказаться в знаковом наборе дисплея или печатающего устройства.

ЗначениеИзображение ** В тексте
Фигурная открывающаяся скобка\(
Фигурная закрывающаяся скобка\)
Вертикальная черта\!
Апостороф\'
Волнистая черта\^

    ** П_р_и_м_е_ч_а_н_и_е:

    Изображения приведены для операционой системы UNIX. При работе компилятора "C" под управлением любой другой операционной системы, необходимо воспользоваться соответствующим руководством для данной системы.